Общими принципами при лечении нейропатического болевого синдрома (НБС) являются как можно ранние назначения противоболевых средств. индивидуальный подбор наиболее эффективных из них или комбинация нескольких препаратов. При лечении НБС наряду с обезболивающими средствами применяют терапию, которая включает антиоксидантные препараты. вазодилататоры, тиоктовую и гамма-линоленовую кислоты, ингибиторы образования конечных продуктов гликозилирования. Также используют различные физические факторы, в том числе низкоинтенсивное лазерное излучение.
Цель исследования
Цель исследования — оценка эффективности внутривенного лазерного облучения крови (ВЛОК) в сочетании с ницерголином в комплексной терапии НБС у пациентов с диабетической полиневропатией (ДПНП).
Материалы и методы
В исследование были включены 32 пациента с ДПНЛП. в ходе рандомизации выделены две группы: основная — 21 пациент. средний возраст- 54,3±131 лет; контрольная — 11 человек, средний возраст которых составил 51.4±16.3 лет. Давность патологии в основной и контрольной группах составила 4 (3:5) и2 (1: 3) года соответственно. При проведении сравнения двух независимых выборок по полу. возрасту и давности патологии статистически значимых различий между группами на момент госпитализации было не выявлено.
В ходе исследования проводилось общеклиническое обследование с количественной оценкой боли по шкалам NSS (нейропатический симптоматический счет — Neuropathy Symptom Score) и ВАШ (визуально-аналоговая шкала). а также изучение метаболитов углеводного обмена. показателей про- антиоксидантного состояния крови. концентрации субстанции Р в плазме крови и сосудистой реактивности на момент госпитализации и на 12-14-й день после курсового лечения, Нормальные биохимические и функциональные показатели были изучены у 25 практически здоровых добровольцев. Средний возраст доноров составил 40,9±10,5 дет.
Базисная терапия пациентов контрольной группы включала медикаментозную коррекцию гликемии, а также проведение ежедневных внутривенных инфузий тиоктацида по 600 мг № 10. Пациенты основной группы дополнительно к базисной терапии получали курс ВЛОК, который осуществляли полупроводниковым лазером «Люзар МП» с длиной волны 0,67 мкм и выходной мощностью 3 мВт. Курс лечения составлял 7-8 20-минутных процедур и начинался сразу после подтверждения диагноза. ВЛОК сочетали с приемом ɑ-адренолитика -— ницерголина (РУП «Белмедпрепараты») в таблетированной форме — по 10 мг 3 раза в сутки на протяжении стационарного лечения.
Содержание пирувата определяли модифицированным методом Умбрайта. Концентрацию лактата и глюкозы исследовали на анализаторе Biosen C_linc. Содержание продуктов, реагирующих с тиобарбитуровой кислотой (ТБК-П), активности супероксиддисмутазы (СОД) и каталазы в крови изучали по методикам, описанным ранее. Концентрацию субстанции Р в плазме крови определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа ELISA тест-наборами фирмы «DRG».
Сосудистая реактивность исследована методом высокочастотной ультразвуковой допплерографии на приборе «Мини макс-Допплер-К». имеющего непрерывный. высокочастотный ультразвуковой датчик с частотой излучения 20 МГц с помощью модифицированной методики исследования реактивной гиперемин с проведением окклюзионной пробы (манжеточная проба Целермайера).

Содержание субставции Р в плазме крови у здоровых лиц и пациентов исследуемых групп на момент госпитализации. * р =0.02 относительно уровня доноров
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программы Statistica 6.0. Данные описывали в виде медианы (Ме) н интервала между 25 и 75 процентилями. а различия между группами устанавливали с помощью критериев Манна-Уитни и Уилкоксона. Статистически значимыми считали результаты при р<0.05.
Результаты
При анализе оценки болевого синдрома по предложенным шкалам до и после лечения выявлена значимая положительная динамика в обоих группах, что указывает на адекватность проводимой терапии. Включение в схему лечения ВЛОК в сочетании с ницерголином привело к достоверному снижению баллов по шкале NSS с 5 (4-8) до 2 (1-4) баллов (р 0.001) и по шкале ВАШ - с 36 (30-42) до 15 (10-20) баллов (р. 0.001). В контрольной группе наблюдали снижение баллов по шкале NSS с 5 (93—10) до 4 (3-8) баллов (р=0.018) и по шкале ВАШ — с 40 (33—50) до 30 (30-40) баллов (р=0.008).
Анализ патобиохимических данных выявил значимые нарушения механизмов регуляции углеводного обмена и процессов свободнорадикального окисления в организме у больных в обоих группах до проведения курса терапии. Так, у пациентов основной и контрольной групп отмечали увеличение концентрации глюкозы до 6.6 (5.8-8,7) и 7,6 (6.4-11.5) ммоль/л соответственно по сравнению с нормой — 4.6 (4,1-5.2) ммоль/л (р<0,001), Уровни лактата были выше нормы и составили 1,4 (1.0-1,8) и 1.6 (1.1-1,8) ммоль/л соответственно (р<0,05). Значения соотношения лактат/паруват в этих группах также были достоверно выше таковых у здоровых людей (6,5 (5,4-8,7) и достигали 11.3 (9,0-13,6) и 13,3 (10,3-14,1) соответственно. Содержание ТБК-П увеличилось до 2,6 (2,2-3,0) в основной группе (р<0.001) и 3,5 (2,5-3,7) мкмоль/л в контрольной группе (р<0.01) относительно нормальных значений - 1.8 (1.6-2.2) мкмоль/л. Активность ферментов антиоксидантной защиты была снижена в основной группе: СОД на 25.4 % (р=0.0008) и каталазы на 43.2% (р=0.006); в контрольной группе: активность СОД ниже на 28,2 % и каталазы на 30 относительно здоровых лиц, Также обнаружено достоверное повышение содержания субстанции Р в плазме крови у пациентов основной н контрольной групп в 3,5 и 2.5 раза соответственно по сравнению с уровнем этого нейропептида у здоровых лиц (рисунок).
После курса комплексного лечения у пациентов основной группы выявлено достоверное снижение содержания глюкозы до 5,9 (4.6-6.4) ммоль/л (р=0.028). Отмечено уменьшение уровня ТБК-П до 2,2 (1.9-2.5) мкмоль (р-0.006} и возрастание активности СОД на 33 % (р=0.001) по сравнению с исходными данными. В то же время в контрольной группе обнаружена лишь тенденция к уменьшению выраженности гипергликемии и дисбаланса в про-. антиоксидантной системе крови. В обоих группах сохранились окислительно-восстановительных сдвиги с увеличением соотношения лактат/пируват.
Использование ВЛОК и ницерголина привело к некоторому снижению концентрации субстанции Р до 1,77 (1,12 3.23) нг/мл в плазме крови по сравнению с исходными данными. в отличие от контрольной группы больных, где содержание этого нейропептида оставалось на прежнем уровне.
Выявленный при проведении теста реактивной гиперемии у здоровых людей прирост значений линейных и объемных скоростей кровотока в течение 2 мин реперфузионного периода от 20 до 80% свидетельствует о сохранении вазодилататорных механизмов регуляции функции эндотелия. Сосудистые реакции с возрастанием значений показателей от 20 до 80 % при выполнении окклюзионной пробы оценивали как адекватные, с увеличением значений менее чем на 20 %, недостаточные. более 80% - гиперреактивные: при снижении скоростей кровотока в ответ на декомпрессию по сравнению с исходными показателями сосудистые реакции трактовали как парадоксальные.
При выполнении теста реактивной гиперемии у большинства пациентов с ДИИП в основной группе появление адекватных реакций зарегистрировано спустя 1-2 мин после восстановления кровотока с преобладанием прироста значений в конце второй мин декомпрессии. При этом реакция со статистически значимым возрастанием кровотока проявилась только в отношении средней линейной скорости кровотока Vam, а прирост значений по сравнению с исходными данными составил 18.5 (-0.8-71) % (р=0.039). что оценено как недостаточная реакция на фоне незначительных сдвигов остальных характеристик кровотока В течение всего периода наблюдения. При оценке динамики максимальной систолической линейной Vas и систолической объемной Qas скоростей кровотока в 32 и 27 % случаев соответственно наблюдали парадоксальные реакции. При анализе изменений Vam и средней объемной скорости кровотока Qam: сосудистые реакции в 14 и 23 % случаев также носили парадоксальный характер.
После лечения количество пациентов в основной группе с адекватными реакциями при выполнении теста реактивной гиперемии возросло до 96-100 % с преобладанием развития их спустя | мин после снятия манжеты (в 71 -88 % случаев). Число парадоксальных реакций по оценке Vas и Qas снизилось с 32 и 27 % при поступлении в стационар до 4 (р = 0.02) и 4% (р = 0.01) на момент выписки соответственно. При оценке динамики Vam и Qam парадоксальные реакции после проведенной терапии не зарегистрированы.
У пациентов основной группы после лечения статистически значимые максимальные изменения исследуемых параметров (Vas, Vam, Qas, Qam) установлены в конце первой мин декомпрессионного периода с приростом значений на 30,9 (р = 0,0007); 18 (р = 0.004): 30,8 ( р=0,003}: и 24.3 % (р - 0.0004) соответственно, что приближает выраженность сосудистых реакций при выполнении теста реактивной гиперемии к данным. полученным у здоровых лиц в этих же условиях, В динамике наблюдения спустя 2-4 мин после декомпрессии наблюдали преимущественно адекватные по направленности. но недостаточные по величине реакции с приростом значений от 7 до 24 % (р= 0,048-0,0006) по сравнению с исходными данными с нормализацией показателей через 5 мин после снятия манжеты.
У пациентов с ДПНП контрольной группы после проведения базисной терапий количество случаев с парадоксальными реакциями при выполнении теста реактивной гиперемии уменьшилось с 25—44 % перед проведением лечения до 14—24 % (р 0.05) после лечения. Наряду с этим улучшился паттерн сосудистой реактивности с изменением направленности сдвигов. что проявилось тенденцией к возрастанию прироста значений скоростей кровотока в периоде декомпрессии, хотя эти изменения зарегистрированы позже. чем в основной группе (спустя 2 мин после снятия манжеты). и в количественном отношении былин ниже нормы. Так прирост Vas и Qas составил 13,9 % (р. 0.05), а Vam и Qam - 12.7% (р - 0.05).
Выводы
Таким образом. патологические проявления ДПНИ. сопровождающиеся НБС. протекают на фоне изменений показателей углеводного обмена. дисбаланса про-. антиоксидантной системы при высоком уровне субстанции Р в крови. Использование ВЛОК и ницерголина дополнительно к базисной терапии при данной патологии привело к уменьшению концентрации вторичных продуктов перекисного окисления липидов и повышению активности ферментов антиоксидантной зашиты на фоне сохранения окислительно-восстановительных сдвигов. Применение сочетанной терапии у больных с ДПНП способствовало некоторому снижению уровня субстанции Р в крови в сравнении с исходными данными. Что свидетельствует о возможном влиянием данного лечения на трансмиссию ноцицептивной информации. Установленное у пациентов с ДИВИ снижение сосудистой реактивности с развитием недостаточных реакций в условиях проведения теста реактивной гиперемии. а также выявление в ряде случаев парадоксальных сдвигов в виде редукции кожного кровотока в периоде декомпрессии свидетельствуют о дисфункции эндотелия у больных с данной патологией. Лазерная гемотерапия с ницерголином способствует возрастанию количества пациентов с адекватными реакциями н значительно улучшает функцию эндотелия, что характеризовалось более ранним появлением адекватных реакций по направленности и достаточных по выраженности реакций микрогемоциркуляторного русла на напряжение сдвига в декомпрессионном периоде. Клинически это проявилось достоверным снижением НБС при его оценке по шкалам №58 и ВАШ. Основной эффект влияния базисной терапии на сосудистую реактивность в контрольной группе больных ДПНП проявился в снижении количества пациентов с парадоксальными реакциями, а также улучшением паттерна сосудистой реактивности при незначительных позитивных сдвигах биохимических показателей на фоне снижения выраженности НБС.